Как сочинить сказку с ребенком? Простенькое руководство :)

Уважаемые родители и педагоги!

Хочу предложить вам совсем простую методику, как вместе с ребенком сочинить сказку. Где и когда можно использовать эту методику, кратко написано ниже, а затем идет описание конкретных действий, как сочинить сказку вместе с ребенком. 

КОГДА? 1. Когда ребенок попросит рассказать сказку. 2. Когда у ребенка есть какие-то вопросы или сложности, а вы хотели бы ему помочь, но не обычным советом, а с помощью сказки. 3. Когда ребенок стоит перед выбором или в преддверии кардинальных перемен (переезд в другой город, поступление в школу, поездка и новые коллективы и т.п.).

ГДЕ? Дома, на природе, в тихом месте, где будете только вы вдвоем. Это та ситуация, в которой шум мира может помешать и спугнуть «сказочную птичку». Педагогам нужно особенно тщательно подойти к выбору места и времени — обычно им приходится иметь дело с целым классом или группой детей. Но можно использовать этот метод и в групповых формах, только адаптировав к ситуации.

ЧТО НЕОБХОДИМО? Ваше желание шагнуть в мир неведомого. Смелость и решимость, ведь на пути вас могут подстерегать сказочные злодеи. Вера в то, что в конце сказки зло обязательно будет побеждено, а добро восторжествует. А из вещественного мира — все то, что окажется под рукой, то, что можно или взять в руки, или просто наблюдать. (Для особо продвинутых 🙂 Если вы сочиняете сказку уже не в первый раз, можете на время работы включить диктофон и позднее прослушать сказку повторно в записи. Возможно, ребенок захочет что-то скорректировать, а может, примет сказку в первозданном виде и будет ее слушать по многу раз как самую любимую.)

Разминка. Ее цель — вызвать сказочное состояние у себя и своего ребенка. Это можно сделать очень простыми способами, которые разбудят воображение. С самыми маленькими детками — «Ванечка, Машенька, а ты знаешь, что когда люди засыпают, игрушки просыпаются и начинают между собой разговаривать?» Дети постарше, конечно, не поверят! Им можно честно сказать, что вы хотите вместе с ними сочинить сказку. И это вовсе не сложно, нужно только обратиться к своему воображению. Например, «Ванюша, как ты думаешь, если бы деревья могли разговаривать, о чем бы они говорили именно сейчас, в эту минуту? Давай-ка мы на них внимательно посмотрим и вслушаемся, о чем нам шелестят листочки?» Или, «Машенька, а вот если бы твои куколки могли разговаривать, что бы они сейчас рассказывали друг другу?» И далее, «Давай-ка потренируемся «слушать» — деревья, кукол, машинки, кровать, подушки и т.п.» Когда вы почувствуете, что ребенок «готов», он уже весь душой и мыслями в сказочном мире, переходите к следующему этапу.

Основная часть. Непосредственно сочинение сказки. Этот процесс состоит из нескольких шагов: 1) выбор героя, 2) обсуждение правил игры, 3) прохождение обязательных сюжетных этапов: зачин, развитие событий, кульминация, развязка=хэппи-энд, 4) обсуждение с ребенком того, чем вы только что занимались. А теперь подробнее.

1)Выберите вместе с ребенком Героя. «Ванечка, Машенька, давай внимательно посмотрим по сторонам. Нам нужно выбрать, про кого будем сказку сочинять. Как тебе кажется, кто мог бы стать Героем нашей сказки?» Скорее всего ребенок не только быстро выберет игрушку или дерево или зверушку или книжку, но и сам объяснит, почему именно он должен стать Героем сказки. Если не объяснит, можете сами у него спросить, а почему именно он? Но если ребенок не хочет ничего объяснять, не застревайте в этом моменте, а быстро переходите к самому процессу сочинения.

2) Обсудите с ребенком «правила игры». Очень коротко. «Ванечка, Машенька, мы с тобой уже много сказочек читали, и в каждой сказке обязательно есть правила, которые нужно соблюдать. Их всего ТРИ (или другое число по вашему усмотрению, продумайте это заранее) — в сказке есть силы добра и силы зла, которые между собой воюют; главному герою помогают волшебные предметы или жители сказочного мира; в конце добро всегда побеждает зло. Чтобы наша сказка получилась настоящая, нам тоже нужно соблюдать эти правила. Договорились?!» Вы можете прибавить свои правила, например, если Герой совершает хорошие поступки, то получает помощь, а если плохие, то получает не помощь, а наоборот, предупреждение или наказание. И тому подобное.

3) СКАЗКА !!! На протяжении всего процесса сочинения сказки вы «ведете» ребенка с помощью открытых или наводящих, уточняющих вопросов, обязательно держа в голове мысль, что вам необходимо пройти все сюжетные этапы. «Итак, сказка началась! (Можно сделать какой-то ритуальный жест со звуком: хлопнуть в ладоши, позвонить в колокольчик и т.п.) Жил да был Герой (называется имя). Ванечка, Машенька, посмотри еще раз на нашего Героя.  Как ты думаешь, где он сейчас находится?» Ребенок называет, вы повторяете — в некотором царстве тридесятом государстве жил да был Карандаш. «А как жил Карандаш?» Ребенок отвечает. Вы подводите к конфликтной ситуации в сказке. «Но вот однажды случилась у Карандаша беда… Ванечка, Машенька, что такое случилось у нашего Героя?» Ребенок придумывает. Вы продолжаете помогать ребенку: «Как ты думаешь, наш Герой знает, что ему дальше делать? А что или кто может ему помочь? Куда ему надо пойти, чтобы найти ответ? чтобы решить проблему? Кто ему встречается на пути? Кто ему помогает, а кто мешает, чинит препятствия?» И так далее. В зависимости от ответов ребенка вы идете дальше. Главное, найти в этой сказке таких героев или такие предметы, которые помогут Главному герою одержать победу.

4) Рефлексия, обсуждение с ребенком того, чем вы только что занимались. Здесь вы можете задать серию вопросов, от простейших до сложных, «смысловых», чтобы завершить процесс сказкотворчества и затем вернуться в обычную реальность. «Ну как тебе понравилась сказка? Понравилось ли тебе сочинять сказку? Что больше всего тебе понравилось в том, как мы сочиняли эту сказку? Если бы мы еще сочиняли эту сказку, хотел бы ты что-то изменить в сюжете или оставил все, как есть?» И так далее.

Возможные проблемы и важные подсказки

а) Не исключено, что сюжет застопорится или изначально не заладится. Предложите ребенку вместе с вами… посмотреть мультик! Если ребенок начинает хныкать или упрямиться: «Да не вижу я ничего, да не знаю я, что там будет дальше» — скажите примерно следующее: «Давай представим, что мы с тобой в большом кинотеатре и смотрим эту сказку на большом экране. Представил? Вот наш Герой в таком-то месте. Давай оглядимся. Что ты видишь слева, справа, спереди, сзади?» Помогите ему подсказкой: «Ой, я птичку увидел! Вон она пролетела прямо над головой Героя. А ты успел увидеть ее?» И «ведите» дальше: «Наверное, это птичка волшебная. Как ты думаешь, чем она может помочь нашему Герою?» Фантазируйте, представляйте, ни в чем себя не ограничивайте. И сюжет придет — равно как и решение проблемы Героя.
Прием «мультика», как правило, очень хорошо срабатывает на детях дошкольного возраста. С детьми постарше можно попробовать и приемы посложнее. «А если бы ты знал, как помочь Герою, что бы ты ему посоветовал?» «А если Герой пойдет не в ту сторону, как он об этом узнает? Что случится с нашей сказкой, если Герой пойдет не туда, куда надо?» В самый первый раз, возможно, вам придется часто помогать ребенку, но в последующие разы — увидите! — ребенок будет все больше брать инициативу на себя и уже вас удивлять неожиданными сюжетными поворотами.
б) Сказка слишком затянулась. Не планируйте сочинение сказки более чем на час. Лучше минут 30-40. А с малышами и того меньше — 15-20 минут от силы. Как деликатно прерваться? Предложите ребенку «уложить» Героя спать — в гостинице, на травке, если лето и жарко, в избушке сказочного героя, если холодно и т.п. Объясните, что путь в чужеземные страны долог и надо бы Герою отдохнуть и подкрепиться. «А пока он отдыхает, и мы чем-то другим займемся».
в) Решение проблемы Героя ну никак не находится, хотя вы все средства испробовали. Спросите у ребенка: «Ванечка, а если бы у тебя была такая же проблема, как ты решал бы ее? к кому ты обратился бы за помощью? где еще можно искать решение проблемы?» Если открытые вопросы не наводят ребенка на мысль, задайте несколько наводящих вопросов, например: «Может, ты встречал что-то похожее в других сказках или фильмах? Знаешь ли ты героев из других сказок и фильмов, у которых была похожая проблема?» И т.п.
В «особо тяжелых случаях» подведите ребенка  к тому, что «надо нам с тобой еще почитать-посмотреть пару сказок, чтобы найти решение» и назначьте конкретную дату, когда вы снова вернетесь к этой сказке. Но закончить сказку нужно обязательно, не бросайте ее на полпути. Возможно, в этой сказке заключена какая-то глубинная проблема вашего ребенка и ее просто необходимо решить.

Завершение. Обязательно поделитесь своими чувствами в позитивной форме. И обязательно выразите ребенку благодарность за то, что он искренне пытался помочь Герою, отважно сражался со злыми силами, не сдавался, искал выход из положения и таки нашел его, за то, что он настоящий мастер сказок и теперь к нему могут и другие игрушки обращаться за помощью. Ну и в конце концов просто обнимите и поцелуйте своего юного сказочника, который проделал такой огромный труд вместе с вами!!!

Понравилась публикация? Поделитесь в соцсетях!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 6 =