По режиму кто живет – бодрым будет круглый год!

Из разговора двух молодых матерей: «Просто не знаю, как помочь сыну! Мой Кирюшенька занимается в двух кружках, секции Вьет Во Дао, еще в бассейн ходит. А потом как засядет уроки делать, так и до 11 ночи. Утром же не добудиться в школу!» – «Это еще что! У моего плюс к этому два репетитора и уроки у профессора Академии музыки!»

Уважаемые мамы! Возможное решение вашей проблемы – составить четкий режим дня для детей. Ведь что такое режим? Это рациональное распределение времени на все виды труда и отдыха в течение суток, причем с учетом биологических ритмов работы организма. В разное время дня и ночи у человека отмечаются спады и подъемы работоспособности. Составить режим дня – значит «грамотно вписать» в эти временные промежутки учебу в школе, приготовление домашних заданий, занятия в кружках и секциях и просто отдых, спокойный или активный. И тогда ваш ребенок сможет сделать уроки за 2 часа вместо обычных трех-четырех, будет быстро засыпать и просыпаться, найдет время для ежедневных прогулок и занятий спортом.  Если вам все еще не верится, что режим способен помочь при такой невероятной загруженности, давайте просто возьмем в руки калькулятор и подсчитаем.

О чем говорит статистика

Начнем с усредненных данных, составленных для среднестатистического школьника. Итак, ученик любого класса средней школы должен просыпаться в 7.00. Это оптимальное время, чтобы успеть сделать легкую утреннюю физзарядку, принять водные процедуры, позавтракать и в 7.50 отправиться в школу – не спеша, наслаждаясь свежим воздухом и красотой нового дня.

В школе ребенка ожидает второй завтрак – где-то в районе 10.00—11.00 (в зависимости от школы). Первый суточный подъем работоспособности отмечается примерно с 11 до 13 часов, в это время учителям желательно ставить в расписании самые трудные предметы.  Закончатся уроки в 12.30—14.30. Далее время отличается, но алгоритм действий тот же. После уроков полчаса на дорогу домой, еще полчаса – на обед и, как минимум, час на послеобеденный отдых (без чтения и телевизора), а то и на сон. Поспать рекомендуется детям с ослабленным здоровьем или сильно уставшим. После этого можно и на прогулку сходить, поиграть на воздухе в спортивные или подвижные игры с друзьями (старшие ребята могут совместить отдых и прогулку, у них и так времени дефицит). Придя домой, ребенок с чувством благодарности обнаружит на столе оставленный заботливыми родителями полдник.

Следующий пик работоспособности – в 16—18 часов. Примерно в это время школьник должен начинать выполнение домашних заданий, не забывая каждые 45 минут вставать с места и делать перерыв с физкультминутками. Младшие школьники скорее всего будут делать уроки с 15.30 до 17.00, старшие – с 16.30 до 18.30—19.30. Ну а далее – свободное время, ура! До ужина – в произвольной форме. Приветствуются снова прогулки на воздухе. Ужин – у младших не позднее 20.00, желательно в 19.30, у старших – примерно в 20.00—20.30 (кто сильно проголодался – сразу после выполнения домашних заданий).

После ужина – свободные занятия в спокойном темпе. Это могут быть музыкальные занятия, чтение книг, ручной труд, занятия иностранным языком, помощь по дому и проч. Непосредственно перед сном пусть ребята подготовят и почистят одежду и обувь на завтра. Затем – гигиенические процедуры: душ, умывание, чистка зубов. Отход ко сну: младшие в 21.00, старшие – примерно в 22.00.

С секундомером и ручкой в руках

Ну а теперь самое интересное. Что должен делать средний школьник, мы уже знаем. Но ведь наши дети – единственные и неповторимые, и режим дня для них должен быть тоже особенным! А чтобы его составить, вам понадобятся всего лишь секундомер, ручка и несколько листов бумаги, а также немного терпения. В течение недели вам нужно понаблюдать, сколько времени затрачивает именно ваш ребенок на выполнение различных режимных моментов. (Роль наблюдателей скорее всего с удовольствием согласятся сыграть сами детишки.)

Сел делать уроки – записал на листке время начала, закончил – время окончания. Отдельно стоит фиксировать, сколько времени уходит на математику, русский, иностранный языки. Засеките на часах, сколько времени требуется на дорогу в школу, в центр внешкольного творчества, в спортивный клуб. Ну а дальше берете матрицу-заготовку будущего режима дня и начинаете творить. Вначале вносите в таблицу режимные моменты, обязательные для выполнения при любом раскладе. Это время пробуждения и отхода ко сну, пребывания в школе, приема пищи и часового отдыха после школы, прогулок на свежем воздухе не менее 1—2 часов в сутки. А далее можно и варьировать. В среду занятия в кружке? Можно начать немного раньше делать уроки, а дневную прогулку сократить или перенести на вечернее время. В понедельник сразу два «посторонних» занятия: репетитор и спортивная секция? Сделайте уроки на вторник на выходных. И так распишите каждый день. Все равно не получается составить режим для четверга и пятницы? Что ж… Видимо, придется распрощаться с каким-то кружком или репетитором. Тем более что и специалисты рекомендуют детям заниматься не более чем в двух кружках.

Разработайте режим дня для своего ребенка – и очень скоро вы почувствуете, какое это прекрасное средство для сохранения работоспособности и здоровья.

Простые цифры

Потребность во сне у ребенка школьного возраста: 6—7 лет – 11—12 часов (включая дневной), 8—10 лет – 10—11 часов, 10—12 лет – 9—10 часов, 13—14 лет – 9—9,5 часов, 15—17 лет – 8,5—9 часов.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе – у младших школьников – 2,5—3,5 часа, разбитые на несколько прогулок, у старших – не менее 1,5 часов.

Завтрак должен составлять 25% от суточной потребности ребенка, второй завтрак – 10—15%, обед – 40%, ужин – 20—25%.

Младший школьник должен смотреть телевизор 2—3 раза в неделю не более 1,5 часов.

 

Матрицу для составления режима дня вы можете скачать по адресу: https://solnet.ee/kladoteka/rezhim-dnja

Понравилась публикация? Поделитесь в соцсетях!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × два =